Прокуратура пермского края


Опрос

Доверяете ли Вы органам прокуратуры и иным правоохранительным органам защиту ваших прав?


1) Доверяю полностью
2) Доверюсь, только когда окажусь в трудной жизненной ситуации
3) Определенно не доверяю
4) Отдаю предпочтение гражданским юристам и правоведам
5) Иное


Результаты

контактная информация

Контакты
Адрес
614990, Пермь
ул. Луначарского, 60

Телефон доверия
8 (342) 217-53-10

Справочная по обращениям
8 (342) 217-53-08

городские и районные прокуратуры

Выберите район

мероприятия

18.01.2018

29.12.2017

20.12.2017

20.12.2017

Актуально

/23 января 2018/ Как распознать мошенников и избежать покупки поддельного полиса ОСАГО?

Полис (от франц. polisce от итал. polizza - расписка, квитанция) - свидетельство, выдаваемое страховым обществом застрахованному в нем лицу или учреждению. На лицевой стороне документа отражены основные положения договора, а на оборотной стороне - правила страхования.
Полис ОСАГО выдается владельцу транспортного средства (далее - ТС) страховщиком и подтверждает заключение договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании ТС. Полис ОСАГО оформляется на бланке установленной формы, который является документом строгой отчетности.
Оригинальные бланки, используемые автостраховщиками, печатают на фабриках «Гознака». Изготовить такой документ в кустарных условиях практически невозможно, бланк полиса ОСАГО обладает степенями защиты, это: вшитая металлическая линия, водяные знаки с эмблемой РСА, качественная типографская печать, рельефный индивидуальный номер, разноцветные защитные волокна, светящиеся в ультрафиолете.
Отсутствие любого из приведенных признаков свидетельствует о том, что перед автовладельцем поддельный полис.
Автомобилисту стоит насторожится и проверить подлинность полиса в случаях если страховой агент отказывается предъявить агентский договор или доверенность, выданную страховщиком, не может сообщить корректное значение коэффициентов влияющих на стоимость полиса, не пользуется базой данных РСА при оформлении полиса, не выдаёт квитанцию об оплате страховки, существенно занижает стоимость полиса, отказывается от безналичной оплаты, не требует диагностическую карту, заполняет полис от руки. Также не следует оформлять полис вне офисах страховых компаниях, а так же по объявлениям.
Проверить действительность своего полиса любой автовладелец может на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), который является оператором автоматизированной информационной системы ОСАГО. В частности, на сайте РСА доступны сведения о принадлежности полиса ОСАГО страховщику, статусе бланка полиса, о заключенных договорах ОСАГО.
При обнаружении подделки уже после завершения процедуры оформления стоит незамедлительно обратиться в полицию. Заявление в полицию снимет со страхователя возможные подозрения в том, что он умышленно приобрёл поддельный либо недействительный полис ОСАГО.
Использование недействительного полиса ОСАГО может повлечь отказ в страховом возмещении вреда, причиненного потерпевшему в результате ДТП, а также административную ответственность в виде штрафа. За подделку полиса ОСАГО в целях его использования, изготовление в тех же целях или сбыт бланков полиса, а также за использование заведомо подложного полиса ОСАГО установлена уголовная ответственность.

(подготовлено заместителем прокурора Орджоникидзевского района г. Перми С.В. Ошевой)

/23 января 2018/ Порядок отчуждения общего имущества в многоквартирном доме

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В той же статье ЖК РФ указано, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Таким образом, при уменьшении размера общего имущества необходимо согласие всех собственников.
Также по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
ЖК РФ предусматривает исключение из общего правила: приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям законодательства допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

(подготовлено старшим помощником прокурора Октябрьского района Мингалеевой М.А.)

/22 января 2018/ Утверждены правила распределения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации квот вылова водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства

В развитие ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» постановлением Правительства РФ от 23.11.2017 № 1420 утверждены Правила распределения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства.
Правилами установлены сроки направления заявок на распределение квот, обязательные требования, предъявляемые к заявителям, перечень сведений, отражаемых в заявке, последовательность действий уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по рассмотрению таких заявок и порядку распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Постановление от 23.11.2017 № 1420 вступает в силу с 01.04.2018.

(подготовлено помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора Калдани Д.А.)

/16 января 2018/ За необоснованное увеличение платы за содержание жилого помещения предусмотрен штраф

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшее необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилого фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения и принять одно из следующих решений: о выявлении нарушения и выплате штрафа; об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: о выявлении нарушения и выплате штрафа; об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

(подготовлено заместителем прокурора Свердловского района г. Перми Вепревой Н.Ю.)

/16 января 2018/ Автовладелец вправе требовать компенсацию ущерба, причиненного его машине по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия.

Согласно ст. 11, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения возлагается:
1. на этапе проектирования на исполнителя проекта;
2. на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ;
3. на этапе эксплуатации - на лица, осуществляющие содержание дорог.
Водители имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог с нарушениями. Вред этот должен быть возмещён в полном объеме лицом, причинившим вред. Водитель имеет право взыскать с виновного компенсацию морального вреда.
Требования к состоянию дорог определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Согласно ГОСТу повреждениями дорожного покрытия являются:
• ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина - 60 см, длина - 15 см, глубина - 5 см;
• отклонение крышки люка колодца относительно уровня покрытия более 2 см.
Причиной ДТП могут быть: нарушения в работе светофоров, наледь или снежные заносы, установленные с нарушением дорожные знаки, отсутствие или неверно нанесенная разметка, наличие посторонних предметов на проезжей части и т.д.
Как действовать, если вы попали в яму на дороге и повредили авто?
1. Выставить знак аварийной остановки, вызвать ГИБДД, переписать очевидцев.
2. Сфотографировать, а лучше снять на видео поврежденное ТС со всех сторон. Сфотографировать знаки, разметку, яму, тормозные следы и прочее. Произвести замеры ямы.
3. Дождаться сотрудников ГИБДД. Требовать составления Акта о неудовлетворительных дорожных условиях.
4. Проверить, чтобы в протоколе о ДТП было отмечено отсутствие возле ямы дорожных знаков и ограждения, указаны свидетели и понятые. Если вы сняли на фотоаппарат или видео повреждение ТС и яму, то инспектор ДПС обязан об этом отметить в протоколе.
5. Получить в ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП по форме 154.
6. Узнать в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дорог на участке, где автомобиль попал в яму или аварию по вине дорожных служб.
7. Узнать телефон компании, которая оценивает повреждения автомобилей. Позвонить, договориться о месте и времени экспертизы для оценки ущерба.
8. Уведомить виновника аварии о времени и месте экспертизы, отправив по почте заказным письмом, с уведомлением и с описанием вложений, информационное сообщение в свободной форме. Сохраните квитанцию об оплате почтовых услуг. После получения письма ответчиком вам придет уведомление о вручении письма. Его также необходимо сохранить. Провести экспертизу (см. пункт 7).
9. Подать иск в суд по месту юридического адреса виновника аварии.

(подготовлено помощником прокурора г. Березники Аксеновой Н.А.)

/16 января 2018/ С 1 января 2018 года увеличен минимальный размер оплаты труда

С 01 января 2018 года Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 9 489 рублей в месяц.
Заработную плату за работу в особых климатических условиях необходимо устанавливать в размере не менее МРОТ. Районный коэффициент нужно выплачивать сверх МРОТ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П указано, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
На территории Пермского края с 01.01.2018 минимальная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, должна составлять не менее 11912 руб. (9489 + районный коэффициент 1,15).
За установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность. Для должностных лиц штраф составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей для юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

(подготовлено помощником прокурора Красновишерского района Прудниковым К.В.)

/16 января 2018/ Ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности

Понятие незаконной предпринимательской деятельности закреплено в ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой незаконное предпринимательство - это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.
Таким образом, совершение данного преступления возможно в трех формах:
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Под отсутствием регистрации понимается занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо отсутствие регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, если лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею до принятия решения по данному вопросу, либо лицо получило отказ в регистрации, но продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность, его действия могут образовать состав ст. 171 УК РФ.
- осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, либо лицензии, в том случае, когда наличие такого разрешения (лицензии) обязательно. Виды деятельности, для осуществления которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) закреплены ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Кроме того, для квалификации действий лица по ст. 171 УК РФ необходимо чтобы совершенное им деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

(подготовлено прокурором Пермского района Костевичем В.И.)

/16 января 2018/ Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
Достижение таких показателей невозможно без принятия эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией. При этом на сегодняшний день алкогольную продукцию потребляет значительное количество подростков. Раннее приобщение детей и молодежи к алкогольной продукции в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Как отмечено в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р, потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие молодые люди вредят не только своему здоровью и образованию, но и своей карьере, профессиональному будущему, в целом национальной экономике.
Одной из приоритетных задач согласно Концепции являются противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, которое осуществляется путем административно-правового и уголовно-правового воздействия на участников рынка алкогольной продукции, в том числе привлечение к административной и уголовной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему.
Согласно ч. 2.1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это деяние не содержит состава преступлениявлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние влечет уголовную ответственность по ст. 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(подготовлено прокурором Пермского района Костевичем В.И.)

/16 января 2018/ Коррупция и меры борьбы с ней

В 2006 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенцию ООН против коррупции, заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003. В данной Конвенции устанавливаются основные принципы, понятия, механизмы, направления и меры по борьбе с коррупцией. На основе этой конвенции подписавшие ее государства формируют свое национальное антикоррупционное законодательство.
В связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции Российской Федерацией принят ряд антикоррупционных законов, в числе которых:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»,
- Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В Пермском края также принят антикоррупционный пакет нормативных актов, в том числе Закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае».
Надзор за исполнением антикоррупционного законодательства является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности.
В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» содержится понятие коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основой антикоррупционного законодательства является её предупреждение. Профилактика коррупции осуществляется,в том числе, путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Основными антикоррупционными механизмами являются:
1) контроль доходов и расходов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также других лиц, определенных законодательством о противодействии коррупции.
2) предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Согласно статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным выше, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанные выше лица, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3) Исполнение государственными и муниципальными служащимиобязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
4) Исполнение ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Каждый работодатель обязан сообщать о приеме на работу таких лиц вдесятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
За нарушение срока предоставления информации и за непредставление информации предусмотрена ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
5) Исполнение запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
6) Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

(подготовлено прокурором Пермского района Костевичем В.И.)

/25 декабря 2017/ За склонение к потреблению наркотических средств предусмотрена уголовная ответственность

Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств предусмотрена ст. 230  Уголовного кодекса Российской Федерации (далее-УК РФ).
Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 230 УК РФ) может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, на которое оказывается воздействие. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналог.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Санкция ст. 230 УК РФ в зависимости от наличия квалифицирующих признаков предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет.

(подготовлено прокурором Чернушинского района Кривощёковым Д.Н.)

/25 декабря 2017/ С 1 января 2018 вводится запрет транспортировать твердые коммунальные отходы на мусоровозах, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации

Согласно п. 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.
Под «мусоровозом» понимается транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов (абз. 7 п. 2 вышеуказанных правил).
При этом в соответствии с п. 3 приложения № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к категории N относятся транспортные средства, используемые для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (категория N1), свыше 3,5 т, но не более 12 т (категория N2), более 12 т (категория N3).
Таким образом, с января 2018 г. при нарушении указанного требования лицо подлежит административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(подготовлено помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора Зимуковым Р.В)

/20 декабря 2017/ За незаконную рубку деревьев предусмотрена уголовная и административная ответственность!

Приближается Новый год, основным атрибутом которого является ель. Чтобы заготовить ель для новогодних праздников, гражданину необходимо обратиться с заявлением в лесничество для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. После рубки дерева, документом, разрешающим его вывоз, является договор купли-продажи. Кроме того с целью приобретения хвойных деревьев, физические и юридические лица могут обратиться к арендаторам лесных участков.
Помните, что совершив рубку дерева без разрешительных документов, вы не только причините вред окружающей среде, но и нарушите лесное законодательство.
За незаконно рубку деревьев предусмотрена административная и уголовная ответственность. Все зависит от того какой ущерб причинен лесному фонду. Если ущерб составит до 5 000 рублей, то виновника привлекут к административной ответственности, а если ущерб превысит 5 000 рублей, то наступает уголовная ответственность.
Административная ответственность за незаконную рубку деревьев, определена ст. 8.28 КоАП РФ. Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа: для граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей, для юридических лиц от 200 до 300 тысяч рублей.
Частью третьей статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Санкцией данной нормы закона предусмотрен штраф для граждан в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 400 до 700 тысяч рублей.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений определяется ст. 260 УК РФ, которая предусматривает различные виды наказания в зависимости от размера причиненного ущерба, в том числе: штраф до трех миллионов рублей, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы сроком до 2-х лет, принудительные работы на срок до 5-х лет, лишение свободы до 7 лет.
Кроме того статьей 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, в соответствии с которой предусмотрены наказания; в виде штрафа в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, обязательных работ на срок до 480 часов, исправительных работ на срок до 2-х лет, принудительных работ на срок до 5 лет и лишение свободы на срок до 5 лет.
Следует также помнить, что во всех случаях виновник кроме отбытия назначенного наказания, будет обязан возместить причиненный ущерб.

(подготовлено прокурором Частинского района Юдиным В.В.)

/20 декабря 2017/ С 1 января 2018 года увеличивается период, в течение которого можно отказаться от навязанной страховки

В соответствии с Указанием Банка России от 21.08.2017 N 4500-У «О внесении изменения в пункт 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" с 1 января 2018 года, период, в течение которого можно отказаться от страховки, увеличивается с 5 рабочих до 14 календарных дней.
Физические лица в течение 14 дней со дня заключения договора добровольного страхования, независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, могут расторгнуть указанный договор.
В течение этого периода, граждане могут отказаться от навязанных им при заключении того или иного договора дополнительных страховых услуг (например, добровольное страхование жизни и здоровья при получении кредита в банке или КАСКО при оформлении полиса обязательного автострахования).
Следует отметить, что данное правило распространяется практически на все виды добровольного страхования в отношении физических лиц, в частности: на страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; страхования от несчастных случаев и болезней; медицинского страхования; страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта); страхования имущества граждан, за исключением транспортных средств; страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта; страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; страхования финансовых рисков.

(подготовлено прокурором Частинского района Юдиным В.В.)

/20 декабря 2017/ Порядок защиты прав несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве

Участие несовершеннолетнего в качестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве является обстоятельством, которое требует установления особых мер защиты прав несовершеннолетних и особого отношения к ним в ходе производства по уголовному делу.
Несовершеннолетним потерпевшим является физическое лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
Согласно ч. 2.1 ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) потерпевшему, не достигшему возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, при наличии соответствующего ходатайства законного представителя, дознавателем, следователем или судом должен предоставляться адвокат в качестве представителя, расходы на оплату труда которого возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Частью 6 ст. 281 УПК РФ закреплено право суда оглашать показания несовершеннолетнего потерпевшего, данные им на предварительном следствии, в его отсутствие без проведения допроса в судебном заседании. Повторный допрос несовершеннолетнего потерпевшего возможен только по ходатайству сторон или по инициативе суда, при этом суд обязан привести мотивы, по которым такой допрос необходим.
Согласно ст. 191 УПК РФ при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 УПК РФ, им указывается на необходимость говорить правду.
Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего.
При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.
Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

(подготовлено прокурором Чернушинского района Кривощёковым Д.Н.)

/20 декабря 2017/ О порядке реализации осуждёнными к лишению свободы права на краткосрочные и длительные свидания

Осужденные, отбывающие наказания в исправительном учреждении, имеют право на длительное или краткосрочное свидание.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ осужденному к лишению свободы предоставляется 4-х часовые краткосрочные свидания, либо длительные, продолжительностью до 3-х суток. Осужденным могут также предоставляться длительные свидания продолжительностью 5 суток с проживанием вне исправительного учреждения.
Краткосрочное свидание предоставляется осужденному с родственниками, либо с иными лицами. При краткосрочном свидании с лицами, не состоящими в родстве, разрешение начальника не требуется.
Длительное свидание предоставляется осужденному с родственниками, а так же с иными лицами. При этом свидание с лицами, не состоящими в родстве с осужденным, предоставляется с разрешения начальника учреждения.
Количество лиц, допускаемых на длительное свидание, определяется с учетом вместимости комнат длительных свиданий и графика предоставления свиданий.
Лица, прибывшие на свидание с осужденным, должны иметь документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их родственные связи с осужденным.
Лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией учреждения порядка проведения свидания сдают запрещенные к использованию в учреждении вещи, деньги и ценности на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под роспись в специальном журнале. После чего одежда и вещи граждан, прибывших на свидание, подлежат досмотру. В случае обнаружения запрещенных вещей администрация принимает меры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ПВР ИУ.
В случае отказа лица, прибывшего на длительное свидание, от досмотра длительное свидание не предоставляется, однако ему может быть предоставлено краткосрочное свидание.
В случае передачи либо попытки передачи осужденному запрещенных предметов, веществ, продуктов питания свидание немедленно прекращается.
На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением всех видов алкогольной продукции и пива), а также вещи, не относящиеся к категории запрещенных вещей.
Кроме того, за передачу, либо попытку передачи предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, ст. 19.12. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Количество краткосрочных и длительных свиданий зависит от вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, а так же наличия поощрений в виде разрешения на дополнительное краткосрочное либо длительное свидание.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии общего режима в обычных условиях, имеют право на 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии общего режима в облегченных условиях, имеют право на 6 краткосрочных и 6 длительных свидания в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии общего режима в строгих условиях, имеют право на 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии строгого режима в обычных условиях, имеют право на 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии строгого режима в облегченных условиях, имеют право на 4 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии строгого режима в строгих условиях, имеют право на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии особого режима в обычных условиях, имеют право на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии особого режима в облегченных условиях, имеют право на 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии особого режима в строгих условиях, имеют право на 2 краткосрочных и 1 длительное свидание в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в колонии-поселении, пользуются правом на предоставление свидания без ограничения их количества.
Осужденные, отбывающие наказание в тюрьме на общем режиме, имеют право на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в тюрьме на строгом режиме, имеют право на 2 краткосрочных и 1 длительное свидание в течение года.
Первое свидание может быть предоставлено осужденному после его перевода из карантинного отделения учреждения в отряд.
Периодичность свиданий определяется делением 12 месяцев на количество разрешенных осужденному свиданий в зависимости от вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, и имеющихся поощрений в виде предоставления дополнительных краткосрочных либо длительных свиданий.
Замена длительных свиданий на краткосрочные, а также свиданий на телефонные разговоры, в том числе с использованием систем видеосвязи при наличии технических возможностей, производится по письменному заявлению осужденного.
В УИК РФ установлены ограничения на применение таких поощрений, как предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания. В порядке поощрения осужденным в течение года может быть предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий. Вид предусмотренного поощрением дополнительного свидания определяется начальником учреждения. Срок предоставления дополнительного свидания не связан с предоставлением очередных свиданий. Поэтому периодичность предоставления свиданий, устанавливаемая ПВР ИУ, не распространяется на свидания, получаемые в качестве поощрения.
Таким образом, право на получение дополнительного свидания действует весь период отбывания наказания. Воспользоваться правом на дополнительное свидание осужденный может в любое время, за исключением случаев, предусмотренных действующим уголовно-исполнительным законодательством.
Осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, за исключением осужденных, указанных в части третьей статьи 97 УИК РФ, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении.

(подготовлено Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мусабировым Н.Ф.)

/15 декабря 2017/ Конституционным Судом РФ признана незаконной практика включения в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ) районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П признана не соответствующей основному закону страны практика включения в состав МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям (на территории Пермского края - Гайнский, Косинский, Кочевский районы).
Повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы (в т.ч. МРОТ), а районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав МРОТ и подлежат начислению на рассчитанный заработок.

(подготовлено прокурором Дзержинского района г. Перми Дубровым Э.В.)

/14 декабря 2017/ Особенности правового регулирования труда беременных женщин
Действующим трудовым законодательством беременным женщинам предоставляются дополнительные права.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещено отказывать в заключении трудового договора женщине по мотивам, связанным с беременностью. За необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнением беременной женщины про мотивам ее беременности работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации .
При приеме на работу беременной женщины ей не может быть установлено испытание при приеме на работу.
Статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право беременной женщины работать на условиях неполного рабочего времени. Работодатель обязан по просьбе беременной женщины установить ей неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю.
Закон запрещает привлекать беременных женщин к работе в ночное время, к сверхурочной работе, к работе в выходные и праздничные дни, направлять их в служебные командировки даже при наличии их письменного согласия.
Трудовое законодательство защищает женщин от негативного воздействия производственных факторов, которые могут отрицательно повлиять на беременность. Статьей 254 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя перевести беременную женщину по ее заявлению в соответствии с медицинским заключением на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, снизить нормы выработки, нормы обслуживания. При этом за ней сохраняется средний заработок по прежней работе.
До предоставления женщине другой работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого дни.
При прохождении диспансерного наблюдения в медицинских учреждениях в связи с беременностью за ней сохраняется средний заработок по месту работы.
Беременным женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по беременности и родам.
Законом предусмотрены определенные гарантии при предоставлении беременным женщинам ежегодных оплачиваемых отпусков. Так, статьей 260 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право беременной женщины воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком. При этом отпуск предоставляется женщине независимо от стажа работы у данного работодателя.
В соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации запрещено расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной, кроме случаев полной ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Нельзя уволить беременную женщину и в случае сокращения численности или штата работников организации, а также за совершение дисциплинарного проступка.
Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей имеют право на получение пособия по беременности и родам. Указанное пособие выплачивается им органами социальной защиты населения по месту жительства (месту фактического проживания).
Законом предусмотрены особенности увольнения беременных женщин в случае истечения срочного трудового договора. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. При этом женщина обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. В том случае, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, работодатель вправе уволить беременную женщину.

(подготовлено помощником прокурора Осинского района Богачевой Н.Ю.)
/12 декабря 2017/ Об ответственности за незаконное получение страховых выплат по полису ОСАГО

Согласно действующему законодательству за использование поддельных полисов ОСАГО, а также за участие в незаконном получении страховых выплат, фальсификацию документов о дорожно-транспортном происшествии предусмотрена уголовная ответственность.
За умышленное использование заведомо поддельного полиса ОСАГО, в том числе предъявление его сотрудникам ГИБДД, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 327 УК РФ. При этом судебная практика исходит из того что способ приобретения поддельного полиса (покупка в интернете, получение в качестве подарка) значения не имеет. Владельцу поддельного полиса грозит наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев.
Предъявление фальсифицированного полиса ОСАГО в страховую компанию с целью получения возмещения, а также иные действия по обману страховщика относительно наступления страхового случая, позволившие получить незаконную страховую выплату, являются мошенничеством в сфере страхования, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст.159.5 УК РФ и может выражаться в виде штрафа в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на срок до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет.
Также следует учитывать, что при наступлении страхового случая обладатель фальшивого полиса ОСАГО, виновный в дорожно-транспортном происшествии, будет обязан возместить причиненный потерпевшему ущерб за счет собственных средств.

(подготовлено заместителем прокурора Дзержинского района г. Перми Потаповым О.Ю.)

/8 декабря 2017/ О некоторых разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью
В Пермском крае в 2016-2017 годах в порядке статьи 77 Семейного кодекса РФоссийской Федерации из семей обоснованно отобрано 39 детей, родители в отношении этих детей в дальнейшем были ограничены в родительских правах или лишены их.
Вместе с этим, в других субъектах России по итогам рассмотрения в судебном порядке исковых требований об ограничении или лишении родительских прав примерно 35 % из них признаются необоснованными и отобрание детей отменяется, несовершеннолетние возвращаются в кровную семью.
Семейный кодекс РФ, определив приоритет прав родителей на личное воспитание своих детей, закрепил, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
В силу статьи 65 Семейного кодекса РФ родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Статьей 77 Семейного кодекса РФ установлено, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 № 44 разъяснено, что под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
Отмечено, что тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии и с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
Предусмотренная статьей 77 Семейного кодекса РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, ее применение возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).

(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Шелунцовой О.И.)
/8 декабря 2017/ О законодательных мерах, направленных на недопущение нарушений прав предпринимателей и воспрепятствования их законной деятельности

Для защиты прав субъектов предпринимательской деятельности уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации закреплены механизмы, направленные на недопущение нарушений прав предпринимателей и воспрепятствования их законной деятельности.
Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием служебного положения, подлежат квалификации по статье 169 Уголовного кодекса Российской Федерации (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности).
Кроме того, имеются отличия привлечения субъектов предпринимательской деятельности к уголовной ответственности.
В соответствии с частью 3 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовные дела о таких преступлениях, как мошенничество, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием, если они совершены индивидуальным предпринимателем либо членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, за исключением случаев, если преступлением причинён вред интересам государства или муниципального образования.
Существуют особенности избрания в отношении предпринимателей меры пресечения.
Так, согласно ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения в общем случае не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159-159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ (мошенничество, присвоение или растрата, причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием), если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с разъяснениями в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», преступления следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, а также членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо при осуществлении коммерческой организацией предпринимательской деятельности.
Такая мера пресечения в отношении указанных лиц может быть применена только в определённых случаях:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Статьей 76.1 УК РФ предусмотрены дополнительные основания для прекращения уголовных дел в сфере экономики по нереабилитирующим основаниям, условием которых является полное возмещение потерпевшей стороне причинённого преступлением вреда.

(подготовлено заместителем прокурора Орджоникидзевского района г. Перми Ошеевой С.В

/8 декабря 2017/ Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сделки с древесиной, обязаны вести их учёт в ЕГАИС "Лес"
В соответствии со ст. 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации учет древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
На территории Российской Федерации создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Данная система создана в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
В декларации о сделках с древесиной указываются:информация о собственниках древесины, сторонах сделок с древесиной, сведения об объеме древесины, о ее видовом (породном) и сортиментном составе;сведения о документах, на основании которых была осуществлена заготовка древесины:сведения о договоре аренды лесного участка или об ином документе о предоставлении лесного участка, сведения о договоре купли-продажи лесных насаждений, сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, сведения о месте складирования древесины (при наличии).
Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины.
Порядок представления информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, формы представления информации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1301 "Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней".
В соответствии со ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации непредставление или несвоевременное представление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней,либо представление заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Так, ст. 8.28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной в виде административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(подготовлено прокурором Пермского района Костевичем В.И.)
/6 декабря 2017/ Водители, привлечённые к административной ответственности за нарушение ПДД вправе обратиться в органы ГИБДД за восстановлением "льготного" срока уплаты штрафа при несвоевременном получении копии постановления

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2017 № 35-П признаны не соответствующей Конституции РФ положения ч.13 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушения, которые исключали возможность восстановления 20-дневного срока для льготной уплаты административного штрафа за нарушения Правил дорожного движения (за исключением грубых), зафиксированных с помощью средств фото и видеофиксации, вследствие несвоевременного получения виновным лицом копии постановления об административном правонарушении.
С 04.12.2017 и до внесения необходимых изменений в КоАП РФ, как уполномоченные должностные лица органов внутренних дел МВД РФ, так и суд, не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы.

(подготовлено прокурором Дзержинского арйона г. Перми Дубровым Э.В.)

/6 декабря 2017/ Конституционным Судом РФ высказана позиция о недопустимости отмены прокурором вынесенного постановления о прекращении уголовного дела (преследования) по реабилитирующим основаниям по истечении 1 года.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 28-П признаны не соответствующей Конституции Российской Федерации положения части 1 ст. 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), позволяющие прокурору в течение неопределенного времени отменять вынесенные органом предварительного расследования постановления о прекращении уголовного дела (преследования) по реабилитирующим основаниям (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи с отсутствием события или состава преступления).
С 14.11.2017 и до внесения необходимых изменений в УПК РФ прокурор вправе отменить постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в срок, не превышающий 1 год.
После истечения этого срока постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) может быть отменено только судом по заявлению прокурора или потерпевшего.
Иные лица подавать такие заявления не вправе.

(подготовлено прокурором Дзержинского арйона г. Перми Дубровым Э.В.)

/6 декабря 2017/ Верховный Суд РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 30.11.2017 № 49, в соответствии с которым в том числе определены основания привлечения виновных лиц к имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также разъяснены вопросы определения размера вреда окружающей среде.
Кроме того, затронуты вопросы оснований для вынесения судами решения об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Так, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения), суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).

(подготовлено помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой Е.Н.)

/6 декабря 2017/ Минприроды России определило критерии выделения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Объектами накопленного вреда окружающей среде признаются территории и акватории, на которых выявлен вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме, а также объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Учет таких объектов осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя в том числе категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде.
Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.
По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
В этой связи Приказом Минприроды России от 04.08.2017 № 435 утверждены определённые критерии и сроки категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Приказом определены следующие критерии:
1) объем компонента природной среды, содержание загрязняющих веществ в котором превышает установленное значение норматива качества окружающей среды (млн. куб. м);
2) масса отходов производства и потребления (млн. тонн всего);
3) площадь территории (акватории), подверженной негативному воздействию (га);
4) кратность превышения ПДК;
5) наличие на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является РФ;
6) количество населения, проживающего на территории, на которой окружающая среда испытывает негативное воздействие объекта накопленного вреда окружающей среде (тыс. человек);
7) количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде (тыс. человек);
8) общее влияние объекта накопленного вреда окружающей среде на состояние экологической безопасности.
Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется Минприроды России в течение 30 рабочих дней со дня включения указанных объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Начало действия документа - 10.12.2017 г.

(подготовлено помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой Е.Н.)

  ...

Подготовлено

Выберите прокуратуру