Прокуратура пермского края


Опрос

Доверяете ли Вы органам прокуратуры и иным правоохранительным органам защиту ваших прав?


1) Доверяю полностью
2) Доверюсь, только когда окажусь в трудной жизненной ситуации
3) Определенно не доверяю
4) Отдаю предпочтение гражданским юристам и правоведам
5) Иное


Результаты

контактная информация

Контакты
Адрес
614990, Пермь
ул. Луначарского, 60

Телефон доверия
8 (342) 217-53-10

Справочная по обращениям
8 (342) 217-53-08

городские и районные прокуратуры

Выберите район

мероприятия

14.12.2018

13.12.2018

13.12.2018

13.12.2018

Актуально

/13 декабря 2018/ Специальный счет на капитальный ремонт
В соответствии с жилищным законодательством собственники помещений в доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет либо на счет регионального оператора.
Согласно статье 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке. Владельцем данного счета может быть товарищество собственников жилья, жилищный кооператив либо управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, за исключением обязательств, вытекающих из договоров кредита или займа на капитальный ремонт, а также договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в доме.
В случае признания владельца специального счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу.
В случае принятия решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца специального счета, признания владельца банкротом, а также в случае, если управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, прекращено управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания либо такое прекращение деятельности предусмотрено законодательством или решением суда, собственники обязаны принять решение о выборе нового владельца специального счета или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Если такое решение собственниками не принято, то орган местного самоуправления принимает решение об определении регионального оператора владельцем специального счета.
До момента определения нового владельца специального счета, лица, являющиеся владельцами специального счета, обеспечивают надлежащее исполнение обязательств».

 

(подготовлено заместителем прокурора Кировского района г. Перми Гуляевой О.Л.)

/13 декабря 2018/ Порядок привлечения работника к материальной ответственности
Трудовым кодексом Российской Федерации (абзац 7 части 2 статьи 21 ТК РФ) закреплена обязанность работника бережно относиться к имуществу работодателя, в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества. В тех случаях, когда работник нарушает это требование закона, в результате чего работодателю причиняется материальный ущерб, работодатель вправе привлечь работника к материальной ответственности.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом РФ.
Частью 1 статьи 238 ТК РФ установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В соответствии со статьей 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего месячного заработка применяется во всех случаях, кроме тех, в отношении которых Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника, в частности, полная материальная ответственность.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Перечень случаев полной материальной ответственности установлен статьей 243 ТК РФ. При этом невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанностей возместить причиненный по его вине ущерб в полном размере, превышающем его средний месячный заработок.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. При этом истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действий или бездействия) работника, причинная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.
Бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств, а также порядка привлечения работника к материальной ответственности законом возложено на работодателя.
В случае возникновения ущерба у работодателя вследствие непреодолимой силы материальная ответственность работника исключается.
Орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. При этом дела по спорам о выполнении такого соглашения разрешаются в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей, предъявленным после прекращения действия трудового договора, о возмещении ущерба, причиненного работником во время его действия, поскольку такие дела являются индивидуальными трудовыми спорами. В том числе, по таким делам подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ о сроках на обращение в суд (а не нормы Гражданского кодекса РФ, включая нормы, регулирующие исковую давность).
Установленный законом годичный срок для обращения работодателя в суд с иском о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, исчисляется со дня обнаружения работодателем такого ущерба. Пропуск работодателем без уважительных причин срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено работником, является основанием для отказа судом работодателю в иске о привлечении работника к материальной ответственности.
При наличии заключенного между работником и работодателем соглашения о добровольном возмещении работником ущерба с рассрочкой платежа годичный срок для обращения работодателя в суд исчисляется с момента, когда работник должен был возместить ущерб (внести очередной платеж), но не сделал этого.
Правила статьи 250 ТК РФ о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, применяются судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда. Полностью освободить работника от такой обязанности суд не вправе.
Снижение возможно также и при коллективной (бригадной) ответственности, но только после определения сумм, подлежащих взысканию с каждого члена коллектива (бригады), поскольку степень вины, конкретные обстоятельства для каждого из членов коллектива (бригады) могут быть неодинаковыми.
Трудовым законодательством предусмотрена возможность включения в трудовой договор условий, обязывающих работника возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения определенного трудовым договором срока.
Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Трудовым кодексом РФ предусмотрена также возможность заключения ученического договора, являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя.
Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 ТК РФ. В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Положениями Трудового кодекса РФ гарантируется возмещение работодателем командировочных расходов работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность. Такие расходы не включаются в затраты, понесенные работодателем на обучение работника, и не подлежат возмещению работником работодателю в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного
соглашением об обучении.
Дела по спорам о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, относятся к индивидуальным трудовым спорам и подсудны районному суду независимо от цены иска.
Иски работодателей о взыскании с работника материального ущерба предъявляются по месту жительства работника (ответчика) либо по месту исполнения трудового договора. Условие трудового договора о подсудности таких споров между сторонами трудового договора по месту нахождения работодателя не подлежит применению, как снижающее уровень гарантий работников.

 

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А.)

/13 декабря 2018/ О несчастных случаях на производстве
Понятие и виды производственных травм закреплены ст. 227 Ттрудового кодекса Российской Федерации.
Данное понятие подразумевает полученные человеком повреждения здоровью и жизни в результате несчастного случая при выполнении трудовой деятельности и в иных, предусмотренных законом, случаях.
Закон не устанавливает срок давности, требовать компенсацию можно за три последних года.
Травма считается производственной, если она получена в период:
-рабочего времени на территории работодателя или ином предусмотренном работой месте;
-во время установленных документально перерывов;
-при подготовительных действиях перед началом работы и по ее завершению;
-при выполнении работы в праздничные и выходные дни;
-если человек ехал на работу или с работы на рабочем транспорте;
-когда личный транспорт используется для работы по приказу, и на нем работник ехал на работу или с работы;
-с момента начала командировки и до ее завершения, независимо от средства передвижения;
при междусменном отдыхе.
Нельзя отнести к производственным травмы, полученные:
-вне места труда;
-если при несчастном случае не выполнялась трудовая деятельность;
-при следовании на работу пешком либо на личном транспорте (если такое условие не оговорено документально с работодателем);
-в иных случаях, не предусмотренных трудовыми договорами и внутренним распорядком организации.
Порядок действий работодателя, пострадавшего работника, а также прочего персонала при производственной травме должны быть следующими.
В первую очередь, после оказания помощи пострадавшему и, если нужно, вызова скорой, необходимо сообщить работодателю о случившемся несчастном случае на производстве. Это может сделать как сам пострадавший, так и другие лица, например, свидетели происшествия.
Работодатель обязан обеспечить доставку в ближайшее медицинское учреждение и проследить за оказанием первой помощи;
издать приказ о создании комиссии, которая расследует причины произошедшего события и выявит виновных. Состав комиссии определяется конкретным производственным случаем, в нее входят представители работодателя, а также контролирующих организаций;
оформить акт о несчастном случае по предусмотренной законодательством форме «П».
Затем в течение 10 дней работодатель принимает решение о выплатах по листу нетрудоспособности. Если доказана стопроцентная вина пострадавшего и других виновных нет, то выплаты ему не положены. Установленную комиссией свою вину сотрудник имеет право обжаловать в суде. Основное правило для работника - после получения производственной травмы до приезда скорой помощи нельзя покидать территорию работодателя. В противном случае придется доказывать, что травма была получена на производстве, а не в ином месте.
Оплата за производственную травму должна включать в себя следующие показатели:
-оплата больничного листка в размере 100% средней оплаты за месяц.
-единовременные и ежемесячные страховые выплаты.
-компенсации за медобслуживание и последующую реабилитацию.
-в случае обращения работником в суд - компенсация морального вреда.
Если в результате погиб сотрудник, то его семье производство обязано платить пособие по утере кормильца. Выплаты могут стать меньше, чем положено по закону в случае, если в травме есть вина пострадавшего.
Основные нормативные акты, регулирующие производство по факту производственной травмы: ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве", Федеральный закон № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральный закон № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности", постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

 

(подготовлено прокурором кассационного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Пермского края Мельник И.Л.)

/12 декабря 2018/ Ротация государственных гражданских служащих - один их механизмов предупреждения коррупции
С 01.03.2013 года в России действует механизм ротации (периодической сменяемости) государственных гражданских служащих, введенный в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции.
11 декабря 2018 года Президентом РФ подписан принятый Государственной Думой РФ 22.11.2018 Федеральный закон, направленный на совершенствование механизма ротации, а также установление дополнительных социальных гарантий в связи с ротацией.
Указанным Законом внесен ряд изменений в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, в дополнение к требованиям об обязательной ротации для руководителей территориальных органов контрольно-надзорных ведомств, новым законом предусмотрено право руководителя федерального органа исполнительной власти с учетом анализа коррупционных рисков определять перечень иных руководящих должностей, подлежащих ротации. Таким образом, круг лиц, подлежащих ротации, станет шире.
Закреплена возможность установления гражданским служащим и членам их семей дополнительных гарантий в связи с переездом в другую местность в порядке ротации, помимо установленных законом на настоящий момент гарантий возмещения расходов на проезд, предоставления жилья или компенсации расходов на его наем. Дополнительные гарантии сверх названных могут быть установлены нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ или субъекта РФ.
Отменено ранее действовавшее положение о возможности ротации в пределах только одной группы должностей гражданской службы. Отныне ротация будет возможна и в порядке должностного роста. При этом должны учитываться уровень квалификации служащего, специальность, направление подготовки, стаж работы по специальности или направлению подготовки.
Гражданский служащий должен быть предупрежден о грядущем назначении на другую должность в порядке ротации не за 3 месяца, как было ранее, а за 6 месяцев, при этом до него должны быть доведены условия служебного контракта по новой должности.
Предусмотрено дополнительное основание для возможности отказа от предложенной в порядке ротации должности - необходимость ухода за проживающими отдельно и нуждающимися в постоянном уходе близкими родственниками, при этом такая нуждаемость должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности по основаниям, не предусмотренным законом, контракт с ним расторгается. При этом работодателю уже не вменяется в обязанность предлагать иную вакантную должность.
Одновременно внесены изменений в Закон о занятости населения в РФ, в соответствии с которыми право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное образование предоставлено ставшими безработными в связи с переездом менам (мужьям) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности в другой местности.
Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 11.12.2018 и вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

(подготовлено помощником прокурора Чердынского района Коростелёвой Е.Б.)

/7 декабря 2018/ Порядок привлечения осужденных к оплачиваемому труду
Требования ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) предусматривают, что каждый осужденный, отбывающий наказание в местах лишения свободы, обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные, как правило, привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на других предприятиях уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ч. 1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Статьей 100 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней.
Согласно положений ст. 149 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ) при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом, статьей 103 ТК РФ предусмотрены основания и порядок привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни. Соответственно, и привлечение осужденных к работе в порядке ст. 103 УИК РФ в выходные, праздничные дни должно осуществляться с согласия осужденного, оформляемого в письменной форме, а также с соблюдением положений трудового законодательства Российской Федерации.

 

(подготовлено Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смирновым С. А.)

/7 декабря 2018/ С 28 декабря 2018 в Российской Федерации появятся инвестиционные советники
21.12.2018 вступает в силу Федеральный закон от 20 декабря 2017 № 397 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
В частности, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) дополнен ст. 6.1 «Деятельность по инвестиционному консультированию», под которой понимается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.
При этом такая деятельность будет осуществляться на основании договора об инвестиционном консультировании специальным субъектом - инвестиционным советником, являющимся профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Стоит отметить, что инвестиционным советником смогут стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников. Вести указанный реестр будет Банк России.
В то же время, ст. 6.2 Закона о рынке ценных бумаг будет установлено, что инвестиционный советник обязан оказывать услуги по инвестиционному консультированию добросовестно, разумно и действовать в интересах клиента.
Помимо этого, согласно указанной статье инвестиционный советник предоставляет индивидуальные инвестиционные рекомендации клиенту в соответствии с его инвестиционным профилем, под которым понимается информация о доходности от операций с финансовыми инструментами, на которую рассчитывает клиент, о периоде времени, за который определяется такая доходность, а также о допустимом для клиента риске убытков от таких операций, если клиент не является квалифицированным инвестором. Порядок определения инвестиционного профиля клиента устанавливается Банком России.
Вместе с тем, инвестиционный советник несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей при оказании услуг по инвестиционному консультированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором об инвестиционном консультировании.
В то же время инвестиционный советник не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие индивидуальной инвестиционной рекомендации, основанной на представленной клиентом недостоверной информации.

 

(подготовлено Пермским прокурором по надзору за соблюдением законов на особорежимных объектах Шартдиновым Р.М.)

/7 декабря 2018/ Об уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда
В соответствии со ст.143 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть, а также гибель двух и более лиц.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ, либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены критерии привлечения лиц к уголовной ответственности.
Так, уголовная ответственность по ст.143 УК РФ наступает только в случае нарушения требований охраны труда, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, что повлекло за собой наступление тяжких последствий для здоровья работников, а также их гибели.
Под требованиями охраны труда подразумеваются государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, устанавливающие правила, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Потерпевшими по данной категории дел могут быть признаны, как работники соответствующего предприятия, которым причинен вред здоровью, так и лица, не работающие официально, но допущенные для работ с согласия работодателя, в частности учащиеся, проходящие производственную стажировку.
К ответственности за совершение данного преступления могут быть привлечены руководители организаций, заместители, главные специалисты, руководители подразделений организаций и иные лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда.
Основным условием наступления ответственности по ст.143 УК РФ является наличие причинной связи между нарушением правил охраны труда и наступившими тяжкими последствиями, при этом, если пострадали несколько сотрудников, содеянное квалифицируется как одно преступление.
Необходимо отметить, что если несчастный случай произошел с лицом, выполняющим работу или оказывающим услуги на основании гражданско-правового договора, договора бытового или строительного подряда, в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренный ст.143 УК РФ.

 

(подготовлено заместителем прокурора Горнозаводского района Садыковым Е.А.)

/5 декабря 2018/ С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повысят до 11 280 руб.
В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.
В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П).
С 01.05.2018 года МРОТ в РФ составляет 11 163 руб. (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). До 01.05.2018 в Пермском крае действовал МРОТ, привязанный к региональному прожиточному минимуму, который составлял 10 804 рубля в месяц.
Кроме того, начиная с 2019 года, МРОТ будут устанавливать ежегодно в размере федерального прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года.
Так, приказом Минтруда России от 24.08.2018 № 550н утвержден прожиточный минимум трудоспособного населения за II квартал 2018 года в размере 11 280 руб. Следовательно, с 1 января 2019 года таким же будет МРОТ.

 

(подготовлено помощником прокурора Мотовилихинского района г. Перми Денисовой А.С.)

/5 декабря 2018/ Собственники нежилых помещений в аварийном жилом доме также имеют право на компенсацию при их изъятии
Верховным Судом Российской Федерации рассмотрена надзорная жалоба организации - собственника нежилого помещения многоквартирного дома.
Установлено, что жилой дом был признан аварийным. Местная администрация изъяла жилые помещения и участок, который занимал дом. Дом снесли, собственникам жилых помещений выплатили их рыночную стоимость.
Компания, которой принадлежало нежилое помещение в доме, не получила ничего. Она потребовала от муниципалитета провести процедуру изъятия и компенсировать стоимость помещения, в чем ей было отказано.
Суды трех инстанций признали отказ законным, так как законодательно не установлено, каковы последствия признания жилого дома аварийным для собственников нежилых помещений.
Рассматривая надзорную жалобу компании, Верховный Суд РФ (определение от 20 ноября 2018 г. по делу N 309-КГ18-13252) отменил решения нижестоящих судов, указав, что отсутствие нормативного регулирования рассматриваемой ситуации не является основанием для отказа в иске. Суды должны были применить нормы жилищного, гражданского и земельного законодательства, которые регулируют сходные правоотношения (п. 1 ст. 6, ст. 239.2, 279 ГК РФ, ст. 56.3 ЗК РФ, ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

 

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермскогок рая Вохмяниной Ю.М.)

/4 декабря 2018/ Конституционный Суд Российской Федерации высказал своб позицию по гражданским спорам, связанным с защитой права собственности

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 43-П от 16.11.2018 по жалобе граждан проверил конституционность статьи 44 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Основанием для рассмотрения вопроса послужили следующие обстоятельства.
Собственник земельного участка обратился в суд с иском к собственникам смежного земельного участка о защите его прав - просил суд обязать ответчиков установить границы между участками, демонтировать ограждение, установленное ответчиками на участке истца.
На момент рассмотрения дела по существу земельный участок перешел из собственности истца в собственность другого лица.
Суд первой инстанции отказал в иске, указав, что истец уже не является собственником участка, граничащего с участком ответчиков. При этом суд оставил без удовлетворения ходатайство о замене истца его правопреемником - новым собственником земельного участка, сославшись на ч.1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Вышестоящие судебные инстанции решение не изменили.
Конституционный Суд указал, что суды часто толкуют данную норму слишком узко, связывая возможность процессуального правопреемства исключительно с обязательственной природой правоотношения.
В итоге Конституционный Суд РФ постановил, что ГПК РФ не препятствует возможности замены стороны на приобретателя ее имущества в качестве процессуального правопреемника в ходе судебного разбирательства по делу о защите от нарушений права собственности на это имущество. Данный конституционно-правовой смысл является общеобязательным и исключает возможность иного истолкования ч.1 ст.44 ГПК РФ в правоприменительной практике.

(подготовлено старшим помощником прокурора Чердынского района Коростелёвой Е.Б.)

/4 декабря 2018/ Материальная ответственность работника

В соответствии со ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Статьей 243 ТК РФ определено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.
Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, заключенный между работником и работодателем договор о полной индивидуальной материальной ответственности на должности или по осуществлению вида работы, которые не включены в вышеназванный Перечень, не имеет правового значения, так как в таком случае работник не является материально-ответственным лицом.
Кроме этого, работник также не будет являться материально-ответственным лицом, в случае отсутствия специального письменного договора или разового документа, на основании которых ему были переданы вверенные материальные ценности.

(подготовлено заместителем прокурора Еловского района Устиновым А.А.)

/30 ноября 2018/ Верховынй Суд Российской Федерации признал законным право налогового органа не списывать в рамках "налоговой амнистии" долги, обнаруженные после 1 января 2015 годв
Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.11.2018 № 306-КГ18-10607 по делу № А65-26432/2016 поддержана позиция налогового органа, отказавшего в списании задолженности по налогам и сборам, образовавшейся у предпринимателя до 1 января 2015 года, но выявленной позже. Напомним, что Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность списания недоимки по некоторым налогам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2015 года.

 

(подготовлено прокурором Чернушинского района Кривощёковым Д.С.)

/30 ноября 2018/ В преддверии новогодних праздников прокуратура Чернушинского района напоминает об административной ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений
Статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Предметами правонарушения могут быть различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии - на корню.
Незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка).
Повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности.
Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, кустарника, лианы из почвы.
Действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, квалифицируются по части 2 данной статьи.
Основным критерием разграничения рассматриваемого преступления и приобретения, хранения, перевозки или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины, ответственность за которые предусмотрена в ч. 3 ст. 8.28 КоАП РФ, является стоимость незаконно заготовленной древесины, которая должна быть менее установленной в примечании к ст. 191.1 УК РФ.
Данной статьей предусмотрено наказание в зависимости от части статьи в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.

 

(подготовлено прокурором Чернушинского района Кривощёковым Д.С.)

/30 ноября 2018/ Президиумом Верховного суда Российской Федерации утвержден обзор судебной практики
Президиумом Верховного суда Российской Федерации утвержден обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3.
Так, в обзоре закреплена позиция о том, что убытки страхователя вследствие несвоевременной выплаты ему страхового возмещения, могут быть отнесены на страховщика.
Также в обзоре закреплены правовые позиции по вопросам разрешения споров, связанных с участием граждан в долевом строительстве, в частности:
- в случае просрочки исполнения обязательства по строительству квартиры и передаче ее гражданину согласованная сторонами сделки сумма доплаты за объект недвижимости в иностранной валюте подлежит расчету исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на день платежа, установленный в договоре. Издержки, вызванные курсовой разницей валют, относятся на лицо, просрочившее исполнение;
- гражданин вправе требовать от застройщика компенсации понесенных им расходов на устранение недостатков объекта долевого строительства в случае, если объект построен с отступлениями от условий договора и (или) установленных в законе обязательных требований, приведшими к ухудшению качества этого объекта.
В обзоре отражены и иные правовые позиции по вопросам применения материального и процессуального права.

 

(подготовлено помощником прокурора Мотовилихинского района г. Перми Драчевым С.И.)

/30 ноября 2018/ Образован Совет по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей
Указом Президента РФ от 19.11.2018 № 662 образован Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Совет является совещательным и консультативным органом.
К основным задачам Совета относятся:
- координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в данной сфере, а также с выполнением указанных планов мероприятий;
- осуществление общественного контроля за выполнением таких планов;
- подготовка предложений Президенту РФ по совершенствованию государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.
Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. Решения Совета принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании.
Решения Совета направляются Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также подлежат опубликованию на официальном сайте Президента Российской Федерации и официальном сайте Совета.
Совет для решения возложенных на него задач имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от указанных органов, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;
- заслушивать на своих заседаниях должностных лиц указанных органов, представителей общественных объединений, научных и других организаций;
- привлекать в установленном порядке к работе Совета специалистов, в том числе на договорной основе.
Указом также утвержден персональный состав Совета.
Указ вступил в силу с 19.11.2018.

 

(подготовлено старшим помощником прокурора Ординского района Полуяновой М.Е.)

/30 ноября 2018/ Об ответственности за обналичивание средств материнского капитала
Федеральным законом № 256 от 29.12.2006 «О государственной поддержке семей, имеющих детей» предусмотрены права получения дополнительной государственной поддержки следующими гражданами Российской Федерации:
1) женщинами, родившими (усыновившими) второго ребенка;
2) женщинами родившими (усыновившими) третьего ребенка, если ранее не воспользовались данным правом;
3) мужчинам, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.
Данные лица или их представители вправе обратиться через многофункциональный центр в территориальный орган Пенсионного фонда за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Материнский капитал устанавливается в размере 250 тыс. руб., но ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
За мошенничество при получении выплат, путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, наказывается лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом до 80 т.р. (ст.159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

 

(подготовлено старшим помощником прокурора Пермского района Пермяковым А.В.)

/30 ноября 2018/ Гарантии прав предпринимателей при проведении проверок контролирующих органов
Прокуратура Мотовилихинского района г. Перми разъясняет, что Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294 - ФЗ) предусмотрен порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вышеуказанным федеральным законом устанавливаются, в том числе, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 294 - ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года и должны проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится, соответственно, в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Сводные планы проверок имеются в свободном доступе на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации https://plan.genproc.gov.ru.
Внеплановые проверки могут проводиться органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля исключительно в случаях, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294 - ФЗ, по предварительному согласованию с органом прокуратуры.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов контроля при несоблюдении требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле

 

(подготовлено помощником прокурора Мотовилихинского района г. Перми Романовой А.А.)

/23 ноября 2018/ Пособие по безработице на 2019 год повышено
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» пособие по безработице на 2019 год повышено.
В настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная - 4900 рублей. Указанные величины пособия по безработице были установлены в 2009 году и с тех пор не повышались.
Согласно указанному Постановлению минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная - 8000 рублей.
Установлена также максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей для лиц предпенсионного возраста (с 1 января 2019 года - это период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).
Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.


(подготовлено помощником прокурора г.Добрянки Путиловой А.В.)

/21 ноября 2018/ Правительством Российской Федерации установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 № 2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 годы.
Так, тарифы на коммунальные услуги в 2019 году увеличатся дважды, с 1 января и с 1 июля. В первом полугодии 2019 года индекс изменения размера платы за коммунальные услуги составит 1,7 %, во втором полугодии 2019 г. - в зависимости от региона, в частности для Пермского края значение индекса составит 2 %. Кроме того, данным документом установлена формула определения индексов на 2020-2023 годы.

(подготовлено заместителем прокурора Горнозаводского района Абатуровым О.А.)

/21 ноября 2018/ Об ответственности за насилие в семье

Бытовое насилие - это насилие одного лица над другим, совместно проживающим, и ведущим совместное хозяйство . Бытовое насилие может выражаться в форме как физического, так и психологического насилия.
По данным правоохранительных органов, самое распространённое бытовое насилие - это побои , либо другие действия, причиняющие физическую боль, но не повлекшие за собой каких-либо серьезных последствий. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)  и влечет наложение административного штраф в размере от 5000 до 30 000 рублей, либо административный арест до 15 суток, или обязательные работы до 120 часов.
Если лицо , ранее привлекавшееся к административной ответственности , вновь совершает подобное правонарушение , то его поступок попадает под санкции Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а именно ст. 116.1 УК РФ, ответственность за которую предусмотрена в виде штрафа до 40 000 рублей, либо обязательных работ на срок до 240 часов, либо исправительных работ до 6 месяцев, либо ареста сроком до 3 месяцев .
Если физические страдания причиняются систематически путем нанесения побоев, то действие данного лица образуют состав уголовного преступления по ст. 117 УК РФ - истязание . Наказание по данной статье предусмотрено в виде ограничения свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если же данное преступление представляет особую общественную опасность, например в отношении беременных женщины, либо в отношении несовершеннолетних , либо в отношении лиц находящихся в заведомо беспомощном состоянии , либо состоящих в материальной или иной зависимости , то законом предусмотрено более строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет ( ч.2 ст.117 УК РФ).
Так же к преступлениям данной категории относятся угрозы убийством, ответственность за которые образует состав преступления по ст. 119 УК РФ и предусматривают наказания в виде лишения свободы сроком до 7 лет. При этом обязательным условием должны быть реальность данной угрозы и активные действия по ее осуществлению.
Стоит отметить, что бытовое насилие может выражаться и в форме психологического давления, когда лицо унижают ,оскорбляют в неприличной форме и держат в состоянии постоянного стресса. Ответственность за оскорбление предусмотрена ст. 5.61 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере до 3 тысяч рублей

(подготовлено прокурором г. Кизела Зубовым В.Н.)

/21 ноября 2018/ Верховный суд РФ представил обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом ВС РФ 14.11.2018)

Верховный Суд обобщил практику по спорам об изменении вида разрешенного использования земли.
В обзоре анализируется около десятка сложных вопросов данной категории споров, приведены ответы на вопросы, которые вызывают сложности на практике.
Виды разрешенного использования могут быть:
- основными:
- условно разрешенными;
- вспомогательными - допустимы только как дополнительные по отношению к первым двум.
При наличии утвержденных правил землепользования и застройки частный собственник земли может сам выбирать основные и вспомогательные виды без дополнительных согласований с местными органами. Муниципальная администрация не вправе отказываться устанавливать вид разрешенного использования, когда он не был определен при предоставлении участка.
Арендатор не вправе требовать изменить вид разрешенного использования земли, которая находится в публичной собственности и предоставлена ему по результатам торгов.
Вспомогательный вид, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении участка.

(подготовлено старшим помощником прокурора г. Перми Рангуловой И.М.)

/21 ноября 2018/ Гарантии при заключении трудового договора.

В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
При обращении в суд за защитой своих трудовых прав в случае необоснованного отказа в приеме на работу кандидату необходимо предъявить доказательства того, что ему отказали в приеме на работу (например, заявление о приеме на работу).
Если работодатель подтвердит, что на момент обращения соискателя вакантного места не было, суд поддержит отказ в приеме на работу. Доказательством может послужить штатное расписание.

(подготовлено помощником прокурора Октябрьского района Винниковой К.А.)

/21 ноября 2018/ Утверждена концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы

Указом Президента РФ от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы" утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации.
Концепцией предусматривается. что основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Россию как страну с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей, соблюдают требования законодательства Российской Федерации, бережно относятся к ее окружающей среде и природным ресурсам, материальным и культурным ценностям, уважают многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни российского населения.
Согласно Концепции, задачами миграционной политики являются, в числе прочего:
добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;
въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;
создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;
оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.
В рамках поставленных задач приводятся основные направления их реализации.

(подготовлено старшим помощником прокурора г. Перми Рангуловой И.М.)

/21 ноября 2018/ Об изменениях законодательства в области государственного регулирования продажи алкогольной продукции

С момента принятия Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) в него было внесено много изменений (было принято более 30 федеральных законов, вносящих изменения в Закон № 171-ФЗ).
Федеральными законами от 29.07.2017 № 278-ФЗ и от 28.12.2017 № 433-ФЗ внесены очередные весьма масштабные изменения и дополнения, так или иначе затрагивающие все ключевые вопросы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, Федеральным законом от 29.07.2017 № 265-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) внесены изменения в части (как следует из наименования Закона) усиления административной ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. При этом организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Таким образом, Законом розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в ресторанах, барах, кафе и буфетах (интересно отметить, что ранее в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ, действовавшей до июля 2017 года розничная продажа алкогольной продукции при Это означает, что, например, в кофейнях теперь не допускается продажа напитков с добавлением алкогольной продукции (кофе с коньяком или ликером, ирландского кофе (с добавлением виски), глинтвейна и т.д.), поскольку действия по изготовлению алкогольной продукции путем ее смешения с иной пищевой продукцией хотя и не признаются производством алкогольной продукции (пункт 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ), но для использования алкогольной продукции для изготовления алкогольных напитков и иной пищевой продукции необходимо наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, которая не может быть выдана на такой объект общественного питания, как кофейня.
С учетом приведенных требований статей 16 и 26 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без вскрытия потребительской тары (упаковки) и (или) на вынос (перемещение алкогольной продукции за пределы помещения для обслуживания потребителей) является нарушением правил розничной продажи алкогольной продукции и влечет привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ, вступившим в силу с 31 июля 2017 года, усилена административная ответственность и за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ): если раньше за совершение подобного правонарушения индивидуальные предприниматели могли быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а юридические лица - в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции или без таковой, то теперь размер административного штрафа для индивидуальных предпринимателей составляет от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, а для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе запрет на ее продажу в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры; на вокзалах и в аэропортах; на автозаправочных станциях и всех видах общественного транспорта; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках, в ночное время и т.д.
На основании пункта 6.1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ с 1 января 2017 года не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1 500 миллилитров.
Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1 500 миллилитров запрещена с 1 июля 2017 года (подпункт 15 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).
За несоблюдение указанного запрета частью 2.2 статьи 14.16 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 23.06.2016 № 202-ФЗ) установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, а на юридических лиц - в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
На основании пункта 8 статьи 11 Закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ) с 1 января 2018 года не допускаются производство (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта)) и (или) оборот (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта)) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества (компоненты).
Перечень тонизирующих веществ (компонентов) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Под приведенное определение алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества (компоненты), подпадают в том числе слабоалкогольные тонизирующие напитки (ГОСТ Р 52845-2007 «Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия», утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) от 27.12.2007 № 477-ст).
Несомненно, позитивным нововведением для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, является и установленный пунктом 8 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 433-ФЗ, действующей с 1 июля 2018 года) запрет на проведение в отношении их плановых проверок.
Следует, однако, отметить, что с 29 декабря 2017 года контролирующие и надзорные органы получили право без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить контрольные закупки при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 8 статьи 16 Закона № 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 данной статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ внесены изменения в статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Действующая редакция Закона предусматривает, что границы прилегающих территорий, в пределах которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается решениями органов местного самоуправления муниципальных районов с учетом результатов общественных обсуждений. Указанные изменения вступили в силу с 31.03.2017.

(подготовлено старшим помощником прокурора Куединского района Лазукиной Л.П.)

/21 ноября 2018/ С 16 ноября 2018 выполнение квоты по приёму на работу инвалидов стало одним из критериев оценки эффективности работы руководителей государственных учреждений

В соответствии с п.п. «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2018 № 1338 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений внесены существенные изменения.
Так, п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» дополнен абзацом следующего содержания: «в качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения в обязательном порядке устанавливается выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Указанные изменения вступили в силу по истечении 7 дней после опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2018 № 1338 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», т.е. 16.11.2018

(подготовлено Пермским прокурором по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах Шартдиновым Р.М.)

  ...

Подготовлено

Выберите прокуратуру