Прокуратура пермского края


Опрос

Доверяете ли Вы органам прокуратуры и иным правоохранительным органам защиту ваших прав?


1) Доверяю полностью
2) Доверюсь, только когда окажусь в трудной жизненной ситуации
3) Определенно не доверяю
4) Отдаю предпочтение гражданским юристам и правоведам
5) Иное


Результаты

контактная информация

Контакты
Адрес
614990, Пермь
ул. Луначарского, 60

Телефон доверия
8 (342) 217-53-10

Справочная по обращениям
8 (342) 217-53-08

городские и районные прокуратуры

Выберите район

мероприятия

24.06.2019

24.06.2019

20.06.2019

19.06.2019

Актуально

/26 июня 2019/ Работник вправе в любой момент отозвать свое заявление об увольнении

В силу части четвертой статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление.
Такое право сохраняется у работника даже в свой последний рабочий день, после издания приказа работодателя об его увольнении и получения окончательного расчета. Например, указанная правовая позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации по одному из гражданских дел (определение ВС РФ от 29.04.2019 № 46-КГ19-8).
Единственным условием, отвергающим право работника остаться на работе, является письменное приглашение работодателем другого работника на освобождающееся место.

(подготовлено начальником отдела кадров прокуратуры Пермского края Тройничем Н.Н.)

/26 июня 2019/ Время простоя должно включаться в стаж работника, дающий ему право на отпуск

Исчисление стажа работы, дающего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, производится в соответствии со статьей 121 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Однако, такая статья не содержит положений, прямо указывающих на включение времени простоя по вине работника либо работодателя либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Тем не менее, в «отпускной» стаж нужно включать период, когда сотрудник фактически отсутствовал, но за ним сохранялось рабочее место. К таким случаям можно отнести и время простоя, так как это лишь временная приостановка работы.
Это связано с тем, что часть первая ст. 121 ТК РФ, определяющая периоды, которые учитываются при исчислении дней отпуска, не содержит их полного перечня, а основным условием исчисления «отпускного» стажа является сохранение за работником при простое рабочего места.

(подготовлено начальником отдела кадров прокуратуры Пермского края Тройничем Н.Н.)

/26 июня 2019/ Нельзя увольнять работника, если он ходил с ребенком к врачу, но ему не дали больничный лист

Статьей 193 Трудовым кодекса Российской Федерации, определяющей порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, закреплено требование объективной оценки фактических обстоятельств совершенного проступка.
В тех случаях, когда сотрудник предупредил работодателя, что не может прийти на работу в связи с необходимостью вызова врача или посещением с ребенком больницы, не может являться основанием для его увольнения за прогул по причине отсутствия оправдательного документа - листка нетрудоспособности, при его невыдаче.
Уход за заболевшим ребенком - уважительная причина отсутствия на рабочем месте, даже при отсутствии больничного листа, и увольнение работника за прогул в таких случаях является недопустимым.

(подготовлено начальником отдела кадров прокуратуры Пермского края Тройничем Н.Н.)

/25 июня 2019/ Об ответственности за оскорбление, унижающее честь и достоинство граждан

Под административно наказуемым оскорблением в соответствии с ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Унижение чести и достоинства - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека, как в глазах окружающих, так и в своих собственных, так как честь и достоинство - это нравственные категории, связанных с оценкой личности окружающими и самооценкой человека в его сознании конкретной личностью.
Однако по смыслу административного закона отрицательная оценка личности должна быть выражена исключительно в неприличной, то есть в открыто циничной, противоречащей общечеловеческим требованиям морали и принятой манере общения между людьми форме, что является необходимым условием для данного состава административного правонарушения.
Оскорбление влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч.
За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ).
Оскорбление может быть выражено устно, например, в виде ругательств, или же письменно в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором и рассматриваются мировыми судьями.
Однако заявителю следует учесть, что срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности обсуждению не подлежит.
За 2018 год органами прокуратуры Пермского края возбуждено 1121 дело об административном правонарушении по ст. 5. 61 КоАП РФ.
Кроме того, привлечение лица к административной ответственности за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статьи 150, 151 ГК РФ).

(подготовлено прокурором отдела по надзору за соблюдением прав граждан управления по надзору за исполнением федерального законодатвлеьствоа Михайловой Ю.В.)

/11 июня 2019/ Пожароопасный сезон 2019 года: правила и ответственность
На территории Пермского края реализуется значительный комплекс мероприятий, направленных на предупреждение лесных пожаров. Несмотря на это на сегодняшний день зафиксировано уже 11 лесных пожаров на площади порядка 27,7 Га.
В целях предупреждения лесных возгораний в пожароопасный период вводятся дополнительные требовнаия к нахождению в лесах. В частности, строго запрещено в лесу:
- разводить костры, курить, выжигать траву на полянах;
-пользоваться открытым огнем;
-оставлять горючие материалы, мусор;
-использовать неисправные машины;
-оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы.
Любители отдыха на природе могут воспользоваться оборудованными пикниковыми площадками, на которых установлены стационарные мангалы, либо обустроено место для их установки. При этом важно помнить, что при себе необходимо иметь емкость с водой для тушения огня или углей перед уходом из комплексных мест отдыха.
В городском лесу необходимо соблюдать общие требования пожарной безопасности.
За нарушения правил пожарной безопасности в лесах ст. 8.32. КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа: на граждан в размере от 1,5 до 5 тыс. руб., на должностных лиц - от 10 до 50 тыс. руб., на юридиче-ских лиц - от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Кроме этого, ст. 8.32.3. КоАП РФ установлена ответственность за не-выполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
За допущенное нарушение грозит штраф: на должностных лиц от 15 до 40 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель-ность без образования юридического лица от 30 до 70 тыс. руб., на юридических лиц - от 150 до 300 тыс. руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федера-ции за уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного обращения с огнем или в результате поджога установлена ответственность в виде штрафа от 200 тыс. руб. до 3 млн. руб. либо лишения свободы на срок до 10 лет.
В случае обнаружения пожара следует обратиться на телефон прямой линии лесной охраны по номеру 88001009400 или региональной диспетчерской службы 241-08-52, 234-94-44.
(подготовлено прокурором отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Калининой Е.С.)
/10 июня 2019/ Ответственность за нелегальные пассажирские перевозки
Вопросы организации пассажирских перевозок на территории муниципального образования относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Законность осуществления пассажирских перевозок на территории муниципального образования подтверждается наличием маршрута, по которому осуществляются пассажирские перевозки, в реестре маршрутов, размещаемом на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», наличием муниципального контракта, карты маршрута регулярных перевозок, если перевозки осуществляются по регулируемым тарифам (перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами местного самоуправления) и свидетельства и карты маршрута регулярных перевозок, если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам (перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком).
Нелегальные перевозки не обеспечивают безопасность пассажиров, так как водители не соблюдают режим труда и отдыха (на транспортных средствах могут быть не установлены либо выключены тахографы), отсутствуют предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, не проводится регулярная проверка технического состояния транспортных средств и не обеспечивается страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Осуществление пассажирских перевозок в отсутствие карты маршрута влечет за собой в соответствии с ч.4 ст. 11.33 КоАП РФ наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров в соответствии со ст. 11.32 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Управление автобусом, не прошедшем технический осмотр, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей (ч.2 ст. 12.1 КоАП РФ).
(подготовлено заместителем прокурора г. Перми Бабкиной А.В.)
/10 июня 2019/ Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери, в сфере трудовых отношений.
Отцам, воспитывающим детей без матери, а также опекунам (попечителям) несовершеннолетних предоставляются следующие льготы, в соответствии со ст. 264 ТК РФ:
- ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни (привлечение к работе только с письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением);
- направление в служебные командировки только с письменного согласия;
- предоставление дополнительных отпусков (коллективным договором для указанных лиц могут быть установлены ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается);
- установление льготных режимов труда (режим труда и отдыха по просьбе работника устанавливается работодателем с учетом его пожеланий).
Перечень этих гарантий и льгот не является исчерпывающим, лица, воспитывающие детей без матери, могут пользоваться и другими гарантиями, предоставленными женщинам в связи с материнством.
Так, например, в случае воспитания этими лицами ребенка в возрасте до полутора лет им должны предоставляться перерывы для кормления ребенка не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.
В соответствии со ст. 256 ТК РФ может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком. Работающему одинокому родителю, имеющему трех и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время (ст. 262.2 ТК РФ). Кроме того, лицам, воспитывающим детей без матери, в предусмотренных законодательством случаях, выплачиваются пособия на детей и предоставляются оплачиваемые отпуска по уходу за больным ребенком.
Установлен запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя с отцами или иными лицами, воспитывающими ребенка без матери до достижения ими возраста 14 лет (в отношении детей-инвалидов - до достижения 18 лет).

(подготовлено старшим помощником прокурора Пермского района Погореловой Е.А.)

/10 июня 2019/ Предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков.
В силу ст. 123 Трудового кодекса Российской Федерации, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Формы и способы ознакомления работников работодатель определяет самостоятельно, это могут быть, например, отдельные извещения работникам, ознакомительные листы, заблаговременная подготовка проектов приказов (распоряжений) о предоставлении отпусков и ознакомление с ними работников не позднее чем за две недели до начала отпуска.
Нарушение сроков оплаты отпуска может повлечь для работодателя административную ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа (в частности, для юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.).
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
временной нетрудоспособности работника;
исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;
в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ). Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.

(подготовлено старшим помощником прокурора Пермского района Погореловой Е.А.)

/10 июня 2019/ Ответственность за нарушение права на образование.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
За нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций предусмотрена административная ответственность.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.
(подготовлено заместителем прокурора Орджоникидзевского района г. Перми Ошевой С.В.)
/10 июня 2019/ Гарантии и преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд
Успешно развивающийся малый и средний бизнес является основой экономической стабильности государства.
Понятие и условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства закреплены в ст. 3 Федерального закона от 24.7.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Указанная категория предпринимателей может принять участие в любой из проводимых заказчиками закупок. Необходимо только чтобы заявляемый участник соответствовал требованиям, установленным заказчиком, и располагал ресурсами для выполнения контракта.
Вместе с тем шансы быть признанным победителем у субъектов малого предпринимательства намного выше в закупках, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства, где нет конкурентов - представителей среднего и крупного бизнеса.
Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» обязывает заказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары, работы и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение указанных требований заказчиком предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Ежегодно до 1 апреля заказчики должны разместить в Единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства за прошедший год, в котором отражаются только состоявшиеся закупки, где заявлено преимущество для малого бизнеса.
Для субъектов малого предпринимательства сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от начальной максимальной цены контракта, тогда как для остальных участников обеспечительный платеж выше.
Кроме этого, заказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки, тогда как для остальных участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней.
При осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» также действует целый ряд мер, направленных на увеличение числа участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определены в постановлении Правительства РФ от 11.12.14 № 1352.
При этом установленные меры распространяются только на определенную категорию заказчиков в зависимости от размера годового объема выручки продажи продукции, а также доли участия в уставном капитале публичных образований, дочерних хозяйственных обществ.
Среди наиболее значимых мер можно отметить обязанность заказчика устанавливать годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом пятнадцать процентов закупок, в число которых входят только состоявшиеся закупки, необходимо производить среди представителей малого и среднего бизнеса.
Кроме этого, заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. В перечне отражаются коды общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности всех товаров и услуг, которые заказчик будет приобретать у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Максимальный срок оплаты по контракту для хозяйствующих субъектов указанной категории не может превышать 30 календарных дней, для остальных участников закупки такой срок не регламентирован.
Сумма обеспечения заявки на участие в закупке не может превышать двух процентов от начальной максимальной цены контракта, для иных участников обеспечительный платеж выше. Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от начальной максимальной цены или должна равняться сумме аванса.
Заказчик также вправе утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.
Кроме этого, распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р утвержден перечень заказчиков, которые обязаны осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам товаров, работ и услуг путем установления преимуществ или иных мер стимулирования является одним из важнейших факторов поддержки хозяйствующих субъектов.
(подготовлено помощником прокурора Карагайского района Паньковой И.В.)
/03 июня 2019/ О здравоохранении
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, что подразумевает под собой реализацию доступных лекарственных препаратов, а также оказание доступной и качественной медицинской помощи.
Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с доступными методами и лекарственными препаратами.
При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
Вместе с тем, в медицинских учреждениях, в том числе Пермского края, распространена практика покупки лекарственных средств пациентами, находящимися на стационарном лечении, в целях своего лечения за собственные средства, что является недопустимым, так как лекарственное обеспечение при лечении в стационарных условиях - обязанность медицинской организации. В случае приобретения того или иного лекарственного препарата за свой счет, и при отсутствии его в момент лечения в медицинской организации, прокуратура района разъясняет, что граждане имеют право обратиться в суд с требованиями о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, а также рекомендует обратиться в органы прокуратуры для проведения соответствующей проверки.
Кроме того, в силу положений вышеназванного Федерального закона № 323-ФЗ определенным группам населения, а также гражданам с определенными категориями заболеваний, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лекарственные средства и изделия медицинского назначения при амбулаторном лечении отпускаются по рецептам врачей бесплатно (например, участникам гражданской и Великой Отечественной войн; героям Советского Союза, Российской Федерации; ветеранам боевых действий на территориях других государств; детям первых трех лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет; инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям - инвалидам в возрасте до 18 лет; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы; гражданам с заболеваниями - детский церебральный паралич, СПИД, ВИЧ, онкологическими заболеваниями, туберкулезом, бронхиальной астмой, диабетом, шизофренией и эпилепсией) или с пятидесятипроцентной скидкой (пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах; работающим инвалидам II группы, инвалидам III группы, признанным в установленном порядке безработными).
(подготовлено заместителем прокурора Еловского района Устиновым А.А.)
/03 июня 2019/ О порядке осмотра счетчиков электроэнергии
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с абзацем 2 п. 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Основные положения), проверки расчетных приборов учета включают, в том числе, визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.
Согласно пункту 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа. Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (на розничных рынках электрическую энергию, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
Пунктом 177 Основных положений предусмотрена обязанность сетевой организации за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомить потребителя о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее не допуска к расчетным приборам учета.
По смыслу пункта 177 Основных положений уведомление потребителя необходимо для обеспечения доступа представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к приборам учета потребителя либо схеме учета потребителя.
Таким образом, в отсутствие вышеназванного уведомления сотрудники электросетей могут пройти в домовладение для проверки прибора учета только согласия пользователя жилого помещения.
В случае двукратного недопуска потребителем работника сетевой организации к расчетным приборам учета в согласованные дату и время, расчет, расчет электроэнергии производится по специальным правилам, исходя из почасовых нормативов
(подготовлено заместителем прокурора Еловского района Устиновым А.А.)
/31 мая 2019/ Банк не может списать со специального счета на капитальный ремонт деньги за долги, которые не относятся к этому ремонту
В соответствии с ч. 6 ст. 175 Жилищного кодекса РФ на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, за исключением обязательств, вытекающих из договоров кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, заключенных на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, заключенных на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта либо на ином законном основании.
Так, исходя из вышеуказанных положений Жилищного кодекса РФ, Верховный суд РФ в определении от 27.05.2019 № 307-ЭС18-25642 разъяснил, что банк, в котором был открыт специальный счет на капитальный ремонт, владельцем которого являлась управляющая организация, незаконно списал денежные средства с этого счета по исполнительному листу, поступившему в банк от кредитора управляющей компании.
Суд указал, что, несмотря на то, что в договоре банковского счета стороны согласовали право кредитной организации без распоряжения клиента по решению суда списывать деньги, но положения Закона об исполнительном производстве и Жилищного кодекса РФ не позволяют списывать со спецсчета денежные средства, не предназначенные для капитального ремонта. Договором обойти этот запрет нельзя. Банк должен знать о специальном характере счета и проверить не касается ли долг капитального ремонта.
(подготовлено помощником прокурора района Гарифуллиным Д.А.)
/31 мая 2019/ Лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Так, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности. (часть 14 статьи 17).
При выезде граждан на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности не устанавливается (часть 15 статьи 17).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. № 1440.
Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (статья 5 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).
(подготовлено заместителем прокурора Якимовым М.А.)
/31 мая 2019/ Особенности применения сроков давности для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав.
Невыплата или неполная выплата работодателем заработной платы своему работнику является основанием для ее взыскания в судебном порядке.
Согласно статье 392 Трудового кодекса РФ общий срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет три месяца с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При этом по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, закон устанавливает годичный срок для обращения в суд со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Однако, согласно правовой позиции Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 56 его постановления «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2, если трудовые отношения с работником не прекращены, а нарушение его трудовых прав носит длящийся характер (например, невыплата зарплаты), пропуск этого срока не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника, поскольку обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
(подготовлено прокурором города Шмырины Е.П.)
/30 мая 2019 / "Теневая инкассация"
В договоре купли-продажи автомобиля продавец должен предоставить полную информацию о свойствах приобретаемого товара, о необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), что является подтверждением того, что автомобиль не является залогом взятого кредита, арестованным или в собственности третьих лиц. В противном случае нарушается Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей". Очень часто менеджеры автосалонов пренебрегают данным правилом для извлечения прибыли, использую «теневую» инкассацию.
Существует несколько типологий схем «теневой» инкассации с участием автосалонов. Так или иначе, в каждой из них присутствует «фирма-однодневка».
«Фирмы-однодневки» осуществляют оплату автомобилей безналичным путем за покупателей-физических лиц. Основанием оплаты выступает, как правило, «задолженность» физического лица перед «фирмой-однодневкой». Якобы в день покупки физическим лицом автомобиля в автосалоне, данный автомобиль перепродается автосалоном «фирме-однодневке» с проставлением следующих отметок в ПТС автомобиля. В тот же день автомобиль якобы перепродается «фирмой-однодневкой» физическому лицу - покупателю. Договор купли-продажи заключается между физическим лицом и «фирмой-однодневкой», а не автосалоном. Покупатель автомобиля якобы вносит наличные денежные средства в кассу «фирмы-однодневки», что фиксируется на соответствующем документе, но без выдачи кассового чека. Вместе с тем данные наличные средства не учитываются в бухгалтерских документах «фирмы-однодневки», кассовый аппарат отсутствует, выручка на счет «фирмы-однодневки» от продажи автомобилей физическим лицам не поступает. Фактически покупатель автомобиля вносит собственные наличные денежные средства в кассу автосалона, которые по кассе не приходуются.
Этот способ обналичивания денежных средств свидетельствуют о нарушении, в первую очередь, уголовного законодательства, поскольку данные действия квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ).
Статьей 159 УК РФ предусмотрено наказание в зависимости от квалифицирующих признаков в виде штрафа до 500 000 рублей, обязательных работ до 480 часов, исправительных работ до 2 лет, принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет, лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.».
(подготовлено помощником прокурора Щербаковой Т.С.)
/30 мая 2019/ Верховный Суд РФ защитил права клиента банка от незаконного взыскания комиссии
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ дано разъяснение по вопросу одностороннего изменения банком условий договора банковского обслуживания, заключенного с физическим лицом.
Данный вывод Верховным Судом сделан при разрешении спора, возникшего между гражданином и крупным банком.
В частности, гражданином заключен с кредитной организацией договор банковского счёта физического лица. На момент заключения договора операции по указанному счёту не были платными. Однако через непродолжительное время при поступлении на данный счёт крупной денежной суммы банком произведено удержание комиссии 10% за совершение операции.
Недовольный клиент банка обратился в суд с иском о взыскании незаконно удержанной суммы, а также процентов на пользование чужими денежными средствами и штрафа.
Судом первой инстанции данные требования гражданина удовлетворены, однако указанное решение судом апелляционной инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований гражданина отказано в полном объёме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.04.2019 суждения суда апелляционной инстанции о законности действий банка по одностороннему изменению условий договора банковского обслуживания, заключенного с физическим лицом, признаны ошибочными, основанными на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках и банковской деятельности) отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
Статья 29 Закона о банках и банковской деятельности прямо предусматривает, что комиссионное вознаграждение по банковским операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации одностороннее изменение условий обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Исходя из вышеизложенного, Верховным Судом РФ сделан следующий вывод: до оказания физическому лицу услуги банковского обслуживания между клиентом и банком должно быть достигнуто соглашение о возможности изменения данного договора в форме, «которая позволяет однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на этих условиях и добровольный выбор им объёма оказанных услуг».
Если на момент заключения договора с гражданином услуги не являлись платными, то дальнейшее изменение условий договора в одностороннем порядке банком невозможно, даже если изменены общие условия предоставления банковских услуг.
(подготовлено старшим помощником прокурора г. Александровска Габовой К.С.)
/30 мая 2019/ Формы профилактики наркомании
Одной из форм профилактики наркомании в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", является раннее выявление немедицинского потребления наркотиков, которое осуществляется в том числе, посредством социально-психологического тестирования обучающихся.
Порядок их проведения утвержден Приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования" (далее по тексту Порядок).
Согласно данного Порядка, тестирование учащихся осуществляется ежегодно, на основании распорядительного акта руководителя образовательной организации.
Для организационно-технического сопровождения тестирования в образовательной организации из числа ее работников создается комиссия.
Тестирование учащихся осуществляется с согласия одного из родителей или законного представителя - для детей до 15 лет, либо с личного согласия обучающегося после достижения возраста 15 лет.
Участие в тестировании является добровольным, обучающийся вправе отказаться от участия в тестировании на любой его стадии.
Родители обучающихся, участвующих в тестировании, вправе присутствовать при его проведении в качестве наблюдателей.
При проведении тестирования должна соблюдаться конфиденциальность.
Результаты тестирования в трехдневный срок направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация.
В случае выявления в результате тестирования незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, обучающиеся (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет), направляются в специализированную медицинскую организацию, оказывающие наркологическую помощь.
(подготовлено помощником прокурора района Карелиной Н.А.)
/28 мая 2019/ Приоритет ремонта транспортного средства перед выплатой страхового возмещения
В соответствии с п. 15.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре) за исключением следующих случаев:
- полной гибели транспортного средства;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
- если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 40-ФЗ, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
- если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
- выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в случаях, когда ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего или при подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания;
- наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
В соответствии с п. 17.1 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ в случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре и возмещение ущерба осуществляется путем денежных выплат.
Вместе с тем указанный механизм фактически не работал, так как не был разработан порядок такого ограничения.
С 01.06.2019 начинает действие Указание Банка России от 14.12.2018 № 5011-У, в котором определена процедура и сроки ограничений возмещения ущерба в натуре.
Таким образом, с целью воздействия на недобросовестные страховые компании с 01.06.2019 гражданин, чьи права нарушены, может обратиться в Банк России для восстановления нарушенных прав и привлечения страховщика к ответственности.
(подготовлено помощником прокурора Мотовилихинского района города Перми Романовой А.А.)
/24 мая 2019/ О размещении общедоступной информации на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» с 01.01.2012 Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
В 2012 году создана Государственная автоматизированная система «Правовая статистика» (ГАС ПС), главной целью которой является обеспечение прозрачности, достоверности и полноты данных правовой статистики.
Публичный портал правовой статистики, размещенный на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.crimestat.ru), является одним из элементов ГАС ПС. Портал содержит сведения о состоянии преступности в отдельных субъектах РФ и стране в целом, сравнения России с другими странами мира по ряду ключевых показателей, характеризующих криминальную ситуацию, а также предоставления исходных данных в открытых форматах всего по 114 ключевым показателям форм федерального статистического наблюдения. В данный раздел включены подразделы «Показатели преступности России», «Преступность в регионах», «Социальный портрет преступности», «Россия в мировом рейтинге», «Аналитические материалы», «Открытые данные».
В разделе «Ведомственная статистика» имеется подраздел «Статистика по Пермскому краю», в котором отражаются основные показатели прокурорской деятельности по месяцам в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По итогам полугодия и года используются статистические данные всех форм ведомственной статистической отчетности, отражающей деятельность органов прокуратуры, в том числе Пермского края.
Основная целевая аудитория - граждане Российской Федерации, которые не являются специалистами в сфере правовой статистики. Информация, размещаемая на данном портале, может быть полезной для общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса, органов государственной власти.
Обеспечение автоматизированного доступа к открытым данным позволяет пользователям оперативно получать информацию, что повышает прозрачность предоставления статистических данных гражданам, представителям научных учреждений и общественных организаций.

(подготовлено начальником управления правовой статистики прокуратуры Пермского края Гребневым Д.А.)

/24 мая 2019/ Об ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны памятников культуры

Пермский край является регионом, богатым историческими местами. В связи с этим вопросы охраны объектов культурного наследия являются востребованными, особенно в территориях, в которых сконцентрированы памятники культуры (г.г. Пермь, Кунгур, Пермский, Ильинский и Чердынский районы).
В настоящее время на территории края расположено 2816 объектов культурного наследия, в том числе 1857 - федерального значения (из них 1810 объектов археологического наследия, 47 -зданий и сооружений) и 950 объектов культурного наследия регионального значения.
Сведения о таких объектах размещены на сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края - регионального органа охраны таких объектов.
Государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается помимо прочего привлечением лиц к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, целью которой является принудительное имущественное воздействие на нарушителей, а также административной и уголовной.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за его нарушение, физические, и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом лица, причинившие вред памятнику культуры, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Административная ответственность за правонарушающие действия (бездействие) в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия установлена главой 7 КоАП РФ (ст.ст. 7.13, 7.14, 7.14.1, 7.14.2, 7.15, 7.15.1, 7.16, 7.33). Кроме того, ст. 4.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.
Так, за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП, юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу в размере до пяти миллионов рублей. А за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, в том числе выявленных объектов культурного наследия, для юридических лиц штраф может составить уже двадцать миллионов рублей.
В соответствии нормами Уголовного кодекса РФ (ст.ст. 243, 243.1, 243.2, 243.3) уголовно наказуемыми деяниями являются уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере.

(подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Баландиной Г.Т.)

/22 мая 2019/ О праве на предоставление набора социальных услуг

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» набор социальных услуг (далее - НСУ) предоставляется льготникам - получателям ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ).
НСУ включает в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие.
В соответствии со ст. 6.1 право на набор социальных услуг имеют льготные категории граждан, являющиеся получателями ежемесячной денежной выплаты:
- инвалиды, в том числе дети-инвалиды;
- инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний и др.
За установлением ЕДВ федеральный льготник обращается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства или в иной территориальный орган Пенсионного фонда РФ по его выбору с письменным заявлением. При установлении ЕДВ у гражданина автоматически возникает право на получение НСУ в натуральной форме. Территориальный орган Пенсионного фонда РФ выдает гражданину справку установленного образца о праве на получение НСУ.

(подготовлено помощником прокурора Индустриального района г. Перми Каун К.Н.)

/22 мая 2019/ О денежном эквиваленте набора социальных услуг

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на набор социальных услуг (далее - НСУ), может выбрать: получать социальные услуги (социальную услугу) в натуральной форме или их денежный эквивалент. Размер денежного эквивалента НСУ ежегодно индексируется.
Натуральная форма НСУ - его денежный эквивалент (с 1 февраля 2019г.):
1. Лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов - 863 рубля 75 копеек;
2. Путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний - 133 рубля 62 копейки;
3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 124 рубля 5 копеек.
Размер НСУ с 1 февраля 2019 года составляет 1121 рубль 42 копейки в месяц.

(подготовлено помощником прокурора Индустриального района г. Перми Каун К.Н.)

/22 мая 2019/ Об отдельных особенностях обеспечения земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов
Прокуратурой Куединского района проанализировано действующее законодательство, регламентирующее предоставление права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Исходя из данной нормы материального права, Закон не предусматривает обязанность органов исполнительной власти предоставить земельный участок, а лишь указано на наличие приоритета у данной категории граждан при предоставлении земельных участков.
Кроме того, в силу положений действующего законодательства первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
Между тем, возможность реализации прав граждан на улучшение жилищных условий путем предоставления жилья либо иных мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан, в том числе и инвалидов, в отсутствие признания их нуждающимися в таковом улучшении, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.


(подготовлено старшим помощником прокурора Куединского района Лазукиной Л.П.)

 

/22 мая 2019/ Верховный Суд РФ разъяснил, когда не получится восстановить срок принятия наследства

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации разрешен спор о правах наследников первой очереди на наследство по истечению срока его принятия.
Апелляционной инстанцией отменено решение суда первой инстанции, в соответствии с которым детям умершего наследодателя отказано в удовлетворении иска о восстановлении срока для принятия наследства. Апелляция посчитала причины пропуска срока принятия наследства уважительными и восстановила данный срок.
Не согласившись с указанными выводами, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 19.03.2019 решение суда апелляционной инстанции отменила ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят не только материальные ценности, но и имущественные права и обязанности.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Специальным Пленумом Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» определено, в каких случаях просьбы наследника, пропустившего срок, суд может удовлетворить: если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил срока по уважительным причинам. К таким уважительным причинам отнесены: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность. Также перечислено, что не является уважительными причинами кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследства.
Исходя из вышеизложенного Верховным Судом РФ сделан вывод, что основанием для восстановления наследнику срока принятия наследства является не только установление судом факта смерти наследодателя, но и предоставление наследником доказательств того, что он не знал об этом событии по объективным и независящим от него обстоятельствам, а также соблюдение наследником срока обращения в суд.
При этом Верховный Суд РФ подчеркнул, что отсутствие у наследников сведений о смерти наследодателя не относится к юридически значимым обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность восстановления срока.
Разрешая конкретный спор, по которому истцами являлись дети умершего наследодателя, не принявшие в установленный законом срок наследство по причине неинформированности о смерти отца, в связи с тем, что с последним не общались, Верховный Суд РФ указал, что истцы не были лишены возможности поддерживать отношения с отцом, интересоваться его судьбой и здоровьем.
Нежелание поддерживать родственные отношения, отсутствие интереса к судьбе наследодателя не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда РФ к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства.
Доказательства, свидетельствующих об объективных, независящих от истцов обстоятельства, препятствующих общению в отцом, в суд предоставлено не было, в связи с чем оснований для восстановления срока для принятия наследства у суда апелляционной инстанции не имелось.

(подготовлено старшим помощником прокурора г. Александровска Габовой К.С.)

  ...

Подготовлено

Выберите прокуратуру